Театр Суббота

Адрес:  Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 30

Государственный Санкт-Петербургский театр «Суббота»

Этот театр можно описывать многими эпитетами: яркий, взрывной, молодой и молодёжный, один из немногих театров, рожденных в  буквальном смысле на улице.

Театр «Суббота» возник в 1969 году, в одну из суббот (отсюда и название). И привлек к себе не только внимание молодежи, но и острый интерес искушенной театральной общественности. В разные годы «Субботу» опекали, непосредственно участвовали в ее деятельности или просто размышляли о ней – Константин Рудницкий, Юрий Толубеев, Андрей Миронов, Кама Гинкас, Александр Володин, Павел Кадочников и еще многие, кому театр признателен и по сию пору. 

Еще на ранних этапах существования «Субботы» широкую известность ей принесли смелые опыты в области  художественно-социального эксперимента. Позже они были несколько раз переосмыслены и введены в ранг творческой театральной традиции. Так «Суббота» стала одним из лидеров студийно-театрального движения страны. 

Вспоминая юную «Субботу» на страницах журнала «Театр», театровед Михаил Швыдкой отмечал ее «тихое сопротивление» обстоятельствам жизни, окружавшим «ребят из подворотни», сколков своего времени. Среди таких ребят, начинавших когда-то  свой творческий путь в «Субботе» были режиссер Семен Спивак, известные актеры Анжелика Неволина, Александра Яковлева, Татьяна Абрамова, Константин Хабенский. 

Возникнув как театр уличный, «Суббота» к исходу 80-х стала профессиональным репертуарным театром. По свидетельству специалистов, именно благодаря профессионализму «Суббота» не утрачивает своей неповторимости и свежести, продолжая линию сочинений о самой себе. И это позволяет говорить об оригинальности пути «Субботы», пестующей свои творческие фантазии также на почве Шекспира, Чехова, Островского, Ремарка, Фицджеральда. 

Другая особенность этого театра – музыкальность, сделавшая неповторимыми его спектакли, в каждом из которых живому звуку отводится не последнее место. 

«Суббота» не стремится к сверхмоде, она не любит отвлечённых построений, предпочитает душевные отношения со зрителями. Пугать зрителя или обвинять его в чем-то здесь не принято. «Суббота» любит людей, она не жестока как по-человечески, так и профессионально. Она – своеобразный оазис, островок признаний и слёз, любви среди отчуждённости и агрессивности. Эта традиция во многом идёт от основателя и руководителя театра «Суббота», доктора искусствоведения, профессора и режиссёра Юрия Смирнова-Несвицкого. Универсализм его личности во всем определил характер созданного им театра. 

Сегодня «Суббота», обладает сильной профессиональной труппой, слаженным ансамблевым коллективом, состоящим из выпускников разных театральных школ и представителей разных поколений.

О стойкой судьбе «Субботы» пишет на страницах газеты «Невское время» театральный критик Ольга Скорочкина: «Тем, кто не знал, что такое являл собой театр-клуб «Суббота» все эти годы и десятилетия, объяснять и доказывать бессмысленно. Театральная мастерская, сумасшедший дом, диссидентка, шпана, ленинградская подворотня, гитара и расклешенные джинсы, гастроли на БАМ, фотографии «досуга советской молодежи» периода холодной войны в американских журналах, собачий взгляд, театральные лица-маски, свеча, пущенная по театрализованному кругу и задуваемая всеми немилосердными ветрами времени. … «Суббота» написала на своих знаменах тридцать лет назад: «Суббота» – это когда все вместе и навсегда, с театром в душе, театром живым и неподдельным». Лозунги юности продуты ветрами и пробиты пулями. Любительский театр стал профессиональным, «все вместе и навсегда», как оказалось, художественно-социальный эксперимент, великая иллюзия: «все проходит». Но «Суббота» – не прошла, ее «окна, улицы, подворотни» продолжают светиться в вечерних сумерках».

Возможно, в этом есть и наивность, но именно она придает известное очарование маленькому театру, идущему своим неповторимым путем.

События

Подпишитесь на наши новости